Научно - методические учебные материалы






Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дом детства и юношества»


Согласовано:                                                                                                            Утверждаю:
Заместитель                                                                                                             Директор
директора по УВР                                                                                                 МАУДО ДДиЮ
_______________________                                                                                               ______________________
                                                                                                  
 «____»_______20г.                                                                                                «____»________20 г.


Рабочая программа
                         курса «Секреты кулинарного мастерства»



Программа разработана
учителем высшей
квалификационной категории
Володиной Еленой Николаевной







Пояснительная записка

Программа учебного курса «Секреты кулинарного мастерства»  дает представление об организации рационального питания, сервировке стола, правилах этикета за столом, искусстве карвинга, технологии производства кулинарной продукции, особенностях кухни народов Урала.
Программа предусматривает профессиональную ориентацию по профессии – повар, область «Технология».
Целью программы является получение начальных навыков по  профессии – повар, развитие творческого потенциала обучающихся.  Используется региональный компонент – кухня народов Урала, изучаются народные традиции.
В процессе теоретического обучения обучающиеся изучают следующие разделы:
1.      Раздел «Вкусно и полезно» .
2.      Раздел «Сервировка стола».
3.      «Этикет за столом. Основные правила»
4.      «Основы карвинга».
5.      «Кулинарные фантазии».
6.      «Кухня народов Урала».
К учебному курсу «Секреты кулинарного мастерства» разработана рабочая тетрадь, с  дополнительными заданиями по каждому разделу программы.
Преимуществом данной программы в разделе практического обучения является возможность отработки обучающимися умений и навыков  и получение необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с программой учебного курса. На каждом практическом занятии проводится инструктаж по данной теме, демонстрационный показ трудовых приемов.
Обучение рассчитано на 32 часа . По окончании курса обучения производится анализ работы, с учетом выполнения лабораторных работ и творческих заданий обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
·         Правила санитарии и гигиены, организации рабочего места, требования безопасности труда.
·         Понятие о пище, значение пищевых веществ для жизнедеятельности человека, химический состав пищевых продуктов, признаки доброкачественности пищевых продуктов.
·         Назначение столовой посуды, столовых приборов, правила сервировки стола к завтраку, обеду, ужину.

·         Правила этикета за столом.

·         Правила первичной кулинарной обработки пищевых продуктов, правила тепловой обработки пищевых продуктов.

·         Технологию блюд и кулинарных изделий несложного приготовления.

·         Особенности технологии приготовления блюд и кулинарных изделий кухни народов Урала.

Обучающиеся должны уметь:

·         Организовать рабочее место, с учетом санитарно-гигиенических норм и правил;
·         Производить подбор пищевых продуктов для приготовления блюд и кулинарных изделий, составлять суточный рацион питания.
·         Производить сервировку стола к завтраку, обеду, ужину, тематический стол. Владеть техникой складывания салфеток.
·         Соблюдать очередность и правила подачи блюд и кулинарных изделий, правила этикета за столом.
·         Изготавливать блюда и кулинарные изделия несложного приготовления, с соблюдением последовательности технологического процесса приготовления блюд.
·         Готовить блюда и кулинарные изделия кухни народов Урала.











 


Учебно-тематический план
Учебного курса «Секреты кулинарного мастерства»
Категория слушателей: 10-13 лет
Срок обучения : 34 часа
Форма обучения: очная
Тема занятия
Кол-во
часов
лекции
Лабораторно-практические
занятия
Форма контроля
1.
Введение

2
2

Тестирование
2.
Вкусно и полезно
4
2
2
Самостоятельная работа
3.
Сервировка стола
4
2
2
Лабораторно-практическое занятие
4.
Этикет за столом
4
2
2
Деловая игра

5.
Карвинг
4
2
2
Лабораторно- практическое занятие
6.
Кулинарные фантазии
8
2
6
Лабораторно-практическое занятие
7.
Кухня народов Урала
8
2
6
Лабораторно-практическое занятие
Подведение итогов.
Контрольный тест.
Итого:

34











Содержание.
Теоретическое обучение.
Введение.
Роль и значение общественного питания, развитие в нашей стране.
Понятие о технологии продукции общественного питания, эстетические требования к оформлению блюд.

1.      Вкусно и полезно.
Понятие о пище. Пищевые вещества, их значение для организма человека. Рациональное сбалансированное питание. Энергетическая ценность пищи.
Режим питания. Принципы составления суточного рациона питания.

2.      Сервировка стола.
Понятие о сервировке стола. Предметы сервировки стола. Виды столовой посуды и столовых приборов. Последовательность сервировки стола. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину. Тематический стол, особенности сервировки.

3.      Этикет за столом.
Понятие об этикете. Этикет за столом.  Как правильно есть блюда и кулинарные изделия.

4.      Основы карвинга.
Понятие о карвинге. История развития карвинга. Карвинг в России. Инструменты, применяемые для карвинга. Элементы карвинга. Оформление блюд элементами карвинга.

5.      Кулинарные фантазии.
Основные понятия и термины в кулинарии. Понятие о технологическом процессе производства кулинарной продукции.
Понятие о первичной кулинарной обработке пищевых продуктов.
Понятие о тепловой обработке пищевых продуктов.
 Особенности приготовления холодных блюд и закусок, правила оформления.
Изделия из теста. Значение изделий из теста. Технология приготовления дрожжевого теста. Изделия из дрожжевого теста. Посуда, инвентарь, применяемые для приготовления теста и изделий из него.





6.      Кухня народов Урала.
Урал – общий дом многих народов.  Особенности природных условий и географическое положение, национальный состав Урала, взаимопроникновение и взаимовлияние национальных кухонь, их особенности, гастрономические привычки.
  Кухня коренных народов Урала – изучение особенностей русской кухни, ассортимента традиционных и праздничных блюд, технологии приготовления, отпуска.
       Кухня народов, проживающих на Урале.
   Особенности татарской, башкирской кухни, ассортимента традиционных и праздничных блюд, технологии приготовления, отпуска.
  
Практическое обучение

1.      Общие сведения об организации рабочего места, безопасности труда и пожарной безопасности при выполнении кулинарных работ.
     Инструктаж по охране труда и безопасности при работе с технологическим оборудованием. Инструктаж по санитарии и гигиене.
Овладение навыками организации рабочего места. Изучение видов средств малой механизации, правил эксплуатации. Овладение навыками ухода за средствами малой механизации. Изучение видов инвентаря и инструментов, овладение навыками пользования и ухода за ними.
2.Приобретение навыков составления суточного рациона питания.
Составление суточного рациона питания: завтрак, обед, полдник, ужин, с учетом принципов и правил сбалансированного питания.
3.      Приобретение навыков сервировки стола.
Подготовка столовой посуды, столовых приборов для сервировки стола. Приемы накрытия стола скатертью. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину. Техника складывания салфеток.
4.      Приобретение навыков этикета за столом.
Порядок и правила поведения за столом (игра-тренинг). Как есть различные блюда и кулинарные изделия.
5.      Приобретение навыков по овладению искусством кавинга.
Овладения навыками работы с инструментами для карвинга. Овладение навыками художественной резьбы овощей и фруктов. Приобретение навыков ухода за рабочим местом, инвентарем, инструментом по окончании работы.
6.      Приобретение навыков приготовления блюд и кулинарных изделий.
Овладение навыками подготовки картофеля и овощей к первичной кулинарной обработке. Овладение навыками переборки, мойки, чистки, дочистки, нарезки шинковки, промывки овощей и картофеля. Овладение навыками организации рабочего места, содержания рабочего места в надлежащем санитарном состоянии. Приобретение навыков ухода за рабочим местом, инвентарем, инструментом по окончании работы.
Овладение приемами тепловой обработке пищевых продуктов.
 Приготовление холодных блюд и закусок, приемы оформления.
 Приготовление изделий из теста. Приготовление изделий из дрожжевого теста. Подготовка посуды, инвентаря, применяемые для приготовления теста и изделий из него.
7.      Приобретение навыков приготовления блюд и кулинарных изделий кухни народов Урала.
Приготовление блюд и кулинарных изделий русской кухни. Подбор необходимой посуды, для приготовления блюд.
Приготовление блюд и кулинарных изделий башкирской и татарской кухни. Подбор необходимой посуды, для приготовления блюд.


Рекомендуемый перечень блюд:
холодные блюда и закуски :бутерброды (ассортимент), салаты, винегреты;
изделия из дрожжевого теста: булочки, блины, блинчики, оладьи, пирожки;
изделия из творога: сырники;



           
                    Литература

·         Н.И. Сопин, Пособие для повара, - М.: Издательский дом «Деловая литература»,       2012г.
·         Лабораторно-практические занятия для поваров, Ростов-на-Дону: Феникс,2001г,-224с.
·         Л.В.Павлова, В.А. Смирнова, Практические занятия по технологии приготовления пищи -М.: Экономика, 2011 г- 200с.
·         4. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания – М : изд. Хлебпродинформ, 1996г-617с.
·         5 . Климина Е.К. 700 рецептов уральской кухни. – М. :Айрис – пресс, 2008, 512 с.: ил. + цв. вклейка 8 с. – (Страна советов)
·         6. Рецепты русской кухни . – Челябинск: Аркаим, 2012. – 64 с.: ил. – (Шаг за шагом).
·         7. Кухня народов России. Путешествие по Уралу. – СП «Квадрат»,1993, редакционно-издательская группа «Уральская экология» под рук. В. Михайлова.
·         8.Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. / В.А. Ананина, С.Л. Ахиба, В.Т. Лапшина и др.: под ред.
·          Марчука. – М.: изд. Хлебпродинформ, 1996г. – 616 с.
9.. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России/ Министерство торговли РСФСР. – М.: МП «ВИКА», 1992.




 




                                         Статья в методический  сборник
                                      « Педагогические идеи – в практику»

                              Создание ситуации успеха через проектную деятельность.
                                                                                    «То, что ребенок сегодня умеет делать
                                                                                      в сотрудничестве и под руководством,
                                                                                      завтра он способен выполнить
                                                                                      самостоятельно»
                                                                                                                              Л.С. Выготский
Время, в которое мы живём, выдвинуло перед педагогами задачу воспитания человека «новой формации». В ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным. Формированию навыков, направленных на развитие художественно - эстетического вкуса, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, повышению инициативы и предприимчивости  через  освоение   кулинарного искусства помогает    моя дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хозяюшка»  
          Разнообразная, интересная информация, которую поглощает подросток  сегодня из разных источников, конкурирует со знаниями, получаемыми на занятиях. Чтобы ребёнок по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они приобрели значимость и нашли опорную точку в переживаниях ученика. В этом случае ребенок будет испытывать чувство радости от достижения цели. Как же создать ситуацию успеха на занятии? Каждый педагог ищет свои ответы на этот вопрос.  Проведение занятий по методу проектов - один из ответов  на этот вопрос. В моем  арсенале  достаточно материала, который позволяет ученикам выбрать темы проекта в соответствии со своими желаниями, склонностями и потребностями. И появляются все больше и больше учеников, которые делают прекрасные изделия, участвуют в выставках и конкурсах, занимают призовые места, то есть чувствуют себя успешными. Разумеется, склонность к проектной деятельности есть далеко не у всех, но отчаиваться не нужно. Привлекая учащихся к проектной деятельности, педагог способствует развитию их компетенций.  К тому же, метод проектов способствует наиболее полной реализации идей профильного обучения, целью которого является ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Проектная деятельность в моём объединении – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение конечного результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта) и реализации.
Программа «Хозяюшка» реализуется в течение  3 лет, на протяжении которых в  период изучения предмета обучающиеся систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Ведь каждое занятие – это или краткосрочный законченный проект (1 –2 занятия) или какой – то этап творческого проекта. Главная моя задача состоит в том, чтобы создать обучающимся предпосылки для успешного творчества, сделать так, чтобы каждый жил этим проектом, зажечь в них искорку желания и уверенность в успехе. При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между обучающимися и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии, принцип коллективизма, умение работать в команде. Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у обучающихся возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. 
Творческие проекты на 1 году обучения. 
 На первом году обучения обучающиеся изучают разделы кулинарии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы.  Знакомлю обучающихся с видами творческих проектов, этапами их изготовления. С большим удовольствием первогодки выполняют проекты в форме плакатов и комиксов на тему «Правила техники безопасности», краткосрочный проект по теме «Нарезка овощей», «Блюда из овощей», «Бутерброды», «Напитки». Девочки учатся защищать свои работы: используемые продукты, технологии изготовления.
Творческие проекты на 2 году обучения.  
На втором году идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологического изготовления изделий: оценка своих материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, создание эскизов, деталировка, изготовление образца, расчет стоимости используемых материалов, защита. Например: 
В разделе "Сервировка стола" девочкам предлагается на основе изученного материала выполнить изделие утилитарного назначения, где оговаривается объем работы и сроки его выполнения. Это может быть «Оформление  стола детского дня рождения», а может  «Стол для новогоднего праздника» – важно правильно рассчитать свои силы, время и технологическое требование. Именно на этом году обучения учащиеся учатся оценивать своё "хочу" и "могу ". Уже при выборе изделий каждая девочка будет опираться на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.  К проектной деятельности прибавляется этап послепроектной  деятельности. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.
Творческие кулинарные проекты:
- «Стол для новогоднего праздника»;
- «Семейные праздники»;
- «Кухни народов Урала»
Творческие проекты на 3 году обучения.
На  этом этапе  обучения проект  приобретает более усложненную, законченную форму. Так как обучающиеся делают полную разработку проекта самостоятельно, используя при этом  свои знания, опираясь на жизненный опыт, исторические факты, исследовательскую  деятельность, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме  со своим творческим подходом. Педагог выступает в роли оппонента, которому приходится доказывать рациональность того или иного выбора, решения или действия. Лучшие проекты представляются на выставках и конкурсах.
За учебный год обучающиеся выполняют в 1 году обучения один проект (точнее работают по одному или двум этапам проектной деятельности) с полной выкладкой описания разделов проекта и вариантами исполнения. Во втором году – два. Первый проект выполняется как тренировочный. Обычно он носит познавательный или описательный характер. Второй проект – как итоговая работа в конце года. Он выполняется на отдельных листах, оформляется творчески, и несет не только описательный, но и исследовательский характер.
 В третьем году   обучения особенно ценны и интересны коллективные и групповые  творческие проекты. Коллективная проектная деятельность несет облегчение, экономит время, т.к. над проблемой работают сразу несколько человек. Но и имеет свои трудности – совместимость участников проекта. И здесь важную роль играет педагог. Именно он должен правильно сформировать бригаду, порекомендовать назначить руководителями проекта и отделов определенных учеников, опираясь на их способности, дать возможность каждому почувствовать свою значимость и важность именно на этом месте, объединить всех одной идеей. Для этого создаются проектные отделы: маркетинга, дизайнерский,  технологический, производственный и т.д., в зависимости от вида изделия и рода деятельности. Каждый найдет себе достойное место и будет востребован.
 Помимо защиты проекта, наиболее ценным, на мой взгляд, является проведение мастер-классов. Возможность познакомить всех заинтересованных с техникой изготовления своего проекта – очень важный момент для подростка. Он раскрепощен в общении, находится в центре внимания, учит их тому, что умеет делать далеко не каждый взрослый. Наиболее интересными  стали   такие индивидуальные мастер-классы как: «Искусство приготовления салатов»
 «Изделия из слоеного теста», «Сервировка стола к чаю» и др.
С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале
работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо
дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода
инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна обучающимся. Низкая оценка за проект не выставляется. Я убеждена, что обучающимся необходимо предложить доработать или переделать проект в корректной форме. Ведь оценивание результатов творчества всегда драматично и противоречиво. Ближе к объективной, будет рейтинговая оценка, включающая в себя самооценку, среднюю коллективную оценку экспертов и оценку учителя. В качестве экспертов выступают сами учащиеся.
Итоги защиты отражаются  в «Каталоге творческих работ за учебный год» Лучшие работы используются, как пособие на уроках, направляются  на выставку или для личных целей: подарка родителям и так далее. Стараюсь, чтобы защита проектов превратилась в праздник, чтобы и педагог и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы ученики после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным. Применение информационных технологий в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Интернет, мультимедиа энциклопедии и др.), формировать основы информационной культуры. Положительные эмоции, полученные учащимися в процессе реализации проектов с применением информационных технологий, укрепляет в них уверенность в себе, способствует развитию их познавательной активности.
Опыт работы по проектной деятельности дает следующие положительные
результаты:
1.Сохранность контингента обучающихся составляет 89%
2.Повышается количество участников и результативность участия  в  конкурсах:
2015 г.- количество призеров и дипломантов  различных уровней - 24 % (12 чел)
2016г. – количество призеров и дипломантов  48% (24 чел.)
3.Творческие проекты и мастер-классы были представлены на семинарах
разного уровня. Они получили высокую оценку и отличные отзывы
присутствующих. Вот некоторые из них:
«Фруктовый букет», «Декорирование блюд и кулинарных изделий» на 
областном форуме учреждений дополнительного образования.
Мастер-класс «Карвинг- шоу» -  Муниципальный фестиваль народного творчества «Августины».
Мастер-класс «Декорирование пряничных изделий» -  Первый  Бушуевский фестиваль  гравюры и украшенного оружия.
Выставка- дегустация «Юные кулинары представляют…» на августовском педагогическом совете работников образования Златоустовского городского округа.
Таким образом, освоение учащимися проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен, так как он дает возможность применить свои знания на деле, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову.  А значит создает ситуацию успех!

Список использованной литературы:
1. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация 
и содержание проектной деятельности учащихся. – М: 2011. – лекции 1-8.
2. Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1996г.
 3. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать - М.: Просвещение, 1991.









































































































































































Комментариев нет:

Отправить комментарий